о проекте

«Володя, ты гений!» — воскликнул Виктор Астафьев, когда впервые услышал романс Владимира Пороцкого на свои стихи «Ах, осень, осень». Это было двадцать пять лет назад, когда широко отмечали 75-летие сибирского писателя. В тот же год на сцене Красноярского театра оперы и балета состоялась премьера балета Пороцкого «Царь-рыба» по мотивам одноименной повести Виктора Астафьева. Поставил спектакль солист Большого театра Сергей Бобров.

Фото - Александр Паниотов
И вот спустя четверть века «Царь-рыба» вновь прозвучала в Красноярске. На этот раз в ином жанре — камерно-оркестровом. Создание и исполнение нового произведения в юбилейный год сибирского классика легли в основу проекта «Музыка в прозе В. П. Астафьева: к 100-летию автора», который стал победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив и реализован при его поддержке.
Идея создания сюиты из балета «Царь-рыба» принадлежит художественному руководителю Красноярского камерного оркестра Михаилу Бенюмову. Сочинение приурочено к Году Астафьева, к его столетнему юбилею. «С Владимиром Пороцким меня и оркестр связывают давняя дружба и творческое сотрудничество, -- говорит заслуженный деятель искусств России Михаил Бенюмов. -- В репертуаре коллектива целый ряд произведений Владимира Яковлевича, некоторые из которых специально написанные для Красноярского камерного оркестра».
Виктор Астафьев верил, что «выше Музыки нет ничего». «Вначале было не слово, а звук», — говорил он. И этот звук, сложенный у Астафьева из красоты и суровой печали сибирской земли, в последнее время раздается особенно пронзительно, считает Владимир Пороцкий. Страницы книг и эссе сибирского классика пропитаны болью. Не исключение и его повесть «Царь-рыба»: истерзанная браконьерами, людской скупостью и эгоизмом природа теряет свои силы, трагически отдаляясь от первозданной красоты. Сегодня произведения Астафьева приобретает особый смысл, а музыка рельефнее высвечивает его. «Это мистерия, наполненная символическим смыслом, -- говорит Владимир Пороцкий. — Здесь главенствует образ заповедной Природы, таинственной и всевластной, а образ-символ невероятно фантастической рыбы, олицетворяющей природные глубины, является предостережением для всех посягнувших на Святость Бытия».

Премьеры Сюиты из балета «Царь-рыба» Владимира Пороцкого состоялись:


10 апреля — Городской дом культуры «Мечта», г. Сосновоборск
13 апреля — Малый концертный зал имени И. Шпиллера, Красноярская краевая филармония, г. Красноярск
27 апреля — Красноярский краевой научно-учебный центра кадров культуры, г. Дивногорск
1 мая — Большой академический зал Сибирского института искусств имени Д. Хворостовского, г. Красноярск
Вместе с музыкой со сцены прозвучало астафьевское слово в исполнении заслуженного артиста России Анатолия Кобелькова. Ведущий актер Красноярского театра юного зрителя — обладатель многих престижных премий, среди которых и премия Фонда В. П. Астафьева (1995). Красноярский ТЮЗ, Сибирской государственный институт искусств имени Д. Хворостовского, Красноярская краевая филармония, Городской дом культуры «Мечта» (Сосновоборск), Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, университет Красноярский краевой научно-учебный центра кадров культуры стали партнерами Красноярского камерного оркестра в проекте. Информационную поддержку оказали «Вести — Красноярск», «Радио России. Красноярск», издательский центр «Городские новости».

Фото - Александр Паниотов
Концерты Красноярского камерного оркестра, где была представлена Сюита Владимира Пороцкого — центральная часть проекта «Музыка в прозе В. П. Астафьева: к 100-летию автора». В рамках гранта осуществлены аудио- и видеозаписи, а также создан данный сайт-лендинг, на котором представлены записи литературно-музыкальной композиции «Царь-рыба», материалы о творчестве Виктора Астафьева и Владимира Пороцкого.