биография В.П.Астафьева

«Мой путь в литературу не был тяжким, но и лёгким его назвать нельзя… Так называемое «становление писателя» происходило со становлением человека и гражданина. Искал я его в себе очень долго…».

В.П. Астафьев («Автобиография»)


В 2024 году Красноярский край отмечает юбилейную дату – 100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева – русского писателя, публициста, общественного деятеля. В.П. Астафьев – член Союза писателей СССР и РФ, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Герой Социалистического Труда (1989). Виктор Петрович Астафьев – автор художественных произведений «Последний поклон», «Царь-рыба», «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Прокляты и убиты». Лауреат государственной премии СССР, Лауреат Государственной премии РСФСР.

Астафьев Виктор Петрович
фото взято https://dzen.ru/b/ZdyZcUtrLyVvQk2x
В 2024 году Красноярский край отмечает юбилейную дату – 100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева – русского писателя, публициста, общественного деятеля. В.П. Астафьев – член Союза писателей СССР и РФ, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Герой Социалистического Труда (1989). Виктор Петрович Астафьев – автор художественных произведений «Последний поклон», «Царь-рыба», «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Прокляты и убиты». Лауреат государственной премии СССР, Лауреат Государственной премии РСФСР.
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в небогатой крестьянской семье в деревне Овсянка Красноярского края.

«Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала бабушка, … дали мне модное городское имя. Я был первым на всю деревню Виктором»

Детство будущего писателя было тяжелым. Семьи коснулось раскулачивание: советские власти национализировали мельницу, которая долгие годы помогала Астафьевым прокормиться.
1931 год стал большим испытанием для семьи Виктора Петровича: погибла его мать, а отца осудили на пять лет, признали врагом народа и отправили в Карелию – на строительство Беломорканала. Мальчик остался на попечении бабушки – Екатерины Петровны Потылицыной. О ней Виктор Петрович сохранил светлую и добрую память до конца своей жизни.

«Бабушка была для меня отцом и матерью — всем, что есть на этом свете дорогого для меня».
Бабушка Екатерина Петровна Потылицина
Фото взято с сайта https://clck.ru/3CJgxf
Отец Петр Астафьев. 1950-е годы
Фото из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
Виктор Астафьев с родителями, 1930 год
Фото из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
Для будущего писателя именно бабушка стала идеалом добра, справедливости и милосердия. Ее незабвенный образ становится сквозным в сборнике рассказов – книге «Последний поклон». Многие произведения из этого цикла знакомы каждому школьнику: «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Ангел-хранитель». В одноименной повести, финализирующей главную книгу жизни, Виктор Петрович выразит последний поклон своей Бабушке.

«Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, -- да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею».

Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет.

И некому прощать...»
Осенью 1934 года отец Виктора Петровича вернулся в Овсянку и женился во второй раз. С новой супругой и сыном он перебирается в Игарку. О жизни в небольшом северном городе Виктор Петрович вспоминал с горечью и болью: отец и мачеха мало интересовались им, а вскоре будущий писатель и вовсе оказался в детском доме.

«Беспризорничество. Сиротство. Детдом-интернат. Все это пережито в Игарке. Но ведь были и книги, и песни, и походы на лыжах, и детское веселье, первые просветленные слезы», – вспоминал он об этом времени в автобиографии.

Игнатий Рождественский, известный советский поэт, оказался преподавателем русского языка и литературы в детском доме, где воспитывался будущий писатель. Он и стал его другом на долгие годы.

Виктор Астафьев детском доме с друзьями, Игарка, 1941 год
Фото взято с сайта https://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei
_goda/god__literaturi_v_rossii/v_p_astafev/
«Учитель – по воспоминаниям писателя – вел уроки так увлекательно в нарушение всех правил и методик, что мы частенько работали без перемен, случалось, и звонка на перемену не слышали. Более всего он поощрял самостоятельность мышления, чтобы собственный опыт, какой он ни есть, собственные знания давали ответ, чтобы учащийся думал, а не занимался пересказом».
В 1941 году Виктору Астафьеву исполнилось 17 лет, и по закону он больше не мог оставаться в детдоме. К этому моменту он закончил только шесть классов – его несколько раз оставляли на второй год из-за проблем с арифметикой.
«Я перебросился в шестой класс и окончил его за одну зиму. Но далее учится мне не довелось, мой детдомовский возраст кончился, я должен был начинать самостоятельную жизнь, кормить и одевать сам себя, думать о дальнейшей судьбе. Я поступил на кирпичный завод, <…> чтобы заработать денег на пароходный билет, выехать на магистраль и попробовать там поступить в какое-либо училище, что в конце концов осуществил, с трудом устроившись в Красноярскую железнодорожную школу»
Виктор Астафьев – рабочий артели «Металлист».Чусовой, Пермский край, 1947 год
Фото из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
Фото военных лет
Фото из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
Виктор Астафьев и его фронтовой друг Петр Николаенко
Фото взято с сайта https://cultinfo.ru/interview/interview-of-2019/interview-of-andrey-astafiev.php
Во время Великой Отечественной войны Виктор Петрович, как и многие его соратники, не пожелал оставаться в тылу и отправился добровольцем на фронт. Эти военные события навсегда остались в памяти писателя и, конечно, нашли отражение в некоторых его произведениях – «Где-то гремит война», «Обертон», «Веселый солдат». Однако самой знаменитой его работой стал роман «Прокляты и убиты», где писатель изложил свою правду о войне.
В первые годы после войны Виктор Петрович сменил несколько профессий: дежурный по вокзалу, слесарь, рабочий литейного цеха, кладовщик, подсобный рабочий. Жизнь будущего писателя скрашивали творческие встречи в литературном кружке при местной газете «Чусовской рабочий». Там же, в 1951 году, будет опубликован первый его рассказ «гражданский человек». Позднее сибирский классик вспоминал:
«Надо было преодолевать в себе неуча, надо было не по капельке, а по бисеринке выдавливать из себя привычку к крови и смерти, приобретённую на войне, <…> потом уж откликаться на творческий позыв, существовавший с детства.»

В 1958 году Виктор Петрович становится членом Союза писателей СССР. Тогда же в свет выходит его роман «Тают снега». Рассказы писателя начали публиковать в Москве, в том числе в крупных журналах – «Новый мир» и «Молодая гвардия». В конце 1950-х годов увидели свет повести «Перевал», «Звездопад» и «Стародуб».
Не имея за спиной классического образования и живя далеко от культурных столиц, Виктор Петрович Астафьев приходит в литературу взрослым, опытным и мудрым человеком, на судьбу которого уже выпало немало серьезных жизненных испытаний. Однако, как признавался позже мастер, именно этот опыт помог ему создавать произведения живые, яркие, образные. Произведения, в которых читается судьба не одного человека, но всего русского народа.
«Я говорил и писал уже не раз, что писателем рождаются, а вот членом Союза писателей становятся, иногда быстро, ловко, успешно и хлебно. <…> Надо заметить, что покорение столицы и её издательств не было у меня стремительным и успешным <…> Начавши печататься в журнале «Семена» с полурассказами, блёклыми очерками, я не снискал себе славы в молодёжной прессе. В толстый журнал «Знамя» попал с рассказом благодаря помощи Юрия Нагибина через десять лет после начала «творческой деятельности»; в «Новый мир» – через семнадцать лет; в «Роман-газету» – лет через двадцать…»

В Перми и Быковке Виктор Петрович завершил повесть «Кража», написал несколько новелл и рассказов: «Зорькина песня», «Гуси в полынье», «Осенние грусти и радости». Там же началась писательская карьера супруги Виктора Петровича – в литературном журнале «Уральский следопыт» напечатали первый рассказ Марии Корякиной «Ночное дежурство».


Виктор Астафьев. Пермская область 1960 г
Фото из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
В 1970 году Астафьевы переехали в Вологду​, где жили известные советские писатели — Николай Рубцов, Александр Яшин, Василий Белов. Виктор Петрович познакомился и быстро подружился с ними. К этому времени уже создано лучшее произведение о деревне «Последний поклон».
В 1976 году опубликовано повествование в рассказах «Царь-рыба». Сложные и порой противоречивые вопросы поднимает Виктор Петрович в этом цикле. Размышляет о философских, нравственных, социальных, экологических проблемах современности. «Необходимо слышать голос природы, ощущать ее безмолвное величие – быть разумным в совести своей», – призывает нас сибирский писатель.

«Царь-рыба» – после «Последнего поклона» – это еще одно великое произведение нашего земляка, в котором он произносит Слово о бережном отношении к матери-природе. После выхода в свет повествования Виктор Петрович приобретает всесоюзную славу – удостоен Государственной премии СССР.

В 1980-ые годы Виктор Петрович возвращается на историческую родину – в село Овсянка Красноярского края. Новый период его творчества ознаменован работой над романом «Прокляты и убиты»


Виктор Астафьев в рабочем кабинете в Вологде 1973 г
Фото из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
Как признавался позже сам писатель, произведение отняло у него много сил, энергии и времени. Критики и вовсе в один голос заверяли: пропал светлый взгляд Астафьева-деревенщика. Однако он не останавливался. Ни на минуту. Усердно трудился, словно по завещанию.

Астафьев Почетный профессор КГПУ
Последнее десятилетие жизни он часто обращался к публицистике – много размышлял о судьбах России, о традиции, о языке, нации и культуре на Енисее.

В 1999 году Виктору Петровичу Астафьеву присвоено звание Почетного профессора Красноярского государственного педагогического университета, а с 28 января 2004 года Красноярский государственный педагогический университет носит его имя.

В истории русской литературы и культуры имя писателя остается знаковым: его по праву считают заметным представителем сибирской словесности, создателем художественных произведений различных жанров (от очерков и рассказов до романов) и тематических направлений – военной, деревенской, экологической прозы. Особого внимания заслуживает публицистика автора, где автор размышляет над проблемами национальной (сибирской) идентичности, развития родного языка, культуры и традиции.

Виктор Петрович на конференции